ПРОХОРОВКА. КРАХ «ЦИТАДЕЛИ»
12 июля 1943 года на Прохоровском поле произошло жесточайшее встречное танковое сражение. И хоть историки до сих пор спорят о количестве танков и «самоходок», столкнувшихся в битве под Прохоровкой, и об их потерях, несомненно одно: именно Прохоровское поле стало переломным моментом Курской битвы. Которая, в свою очередь, определила весь дальнейший ход Великой Отечественной войны. Поэтому именно Прохоровское поле стало Третьим ратным полем России - наряду с Куликовым и Бородинским.
Генерал Гейнц Гудериан, идеолог и практик танковой войны, заслуживший прозвище «быстрый Хайнц», писал о Прохоровке так: «Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время вышли из строя... и уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней». Летом сорок третьего генерал-инспектор танковых войск вермахта, Гудериан ясно представлял себе масштабы катастрофы.
Это он скажет потом, а 12 июля 1943-го на участке равнины шириной около 30 километров сошлись бронетанковые силы двух армий. Случилось битва в районе деревни и одноименной железнодорожной станции Прохоровка.
С стороны Красной Армии во фронтовом ударе участвовали силы 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армии, а также два отдельных танковых корпуса (2-й и 2-й гвардейский). Им противостояли 1-я дивизия Лейбштандарте СС «Адольф Гитлер», 2-я танковая дивизия СС «Дас Райх» и 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф» («Мертвая голова»).
По воспоминаниям очевидцев, гул сражения был слышен за многие километры, а рой самолетов издали представлялся тучей. Взрывы поднимали в воздух землю, все поле горело. Солнце закрылось плотной взвесью пыли, песка и золы. Стоял запах горелого, раскаленного металла и пороха. Сверху падали горящие части самолетов. Бойцы задыхались от тяжелого, удушливого дыма, который стлался по полю, щипал глаза. Танки различали по силуэтам. Над полем стоял грохот разрывов, гул моторов и скрежет сталкивающихся машин.
«Танки шли лавиной. Сколько их было, не считали. Машины двигались по полю зигзагами, меняя направление. Чтобы сбить с толку наших артиллеристов, помешать им прицелиться… Рвутся бомбы… Такой грохот стоял, что кровь текла из ушей», - вспоминал участник боя на Прохоровском поле, рядовой Е. Филатов.
«…На всех участках развернувшегося 12 июля грандиозного сражения воины 5-й гвардейской танковой армии проявили изумительное мужество, непоколебимую стойкость, высокое боевое мастерство и массовый героизм, вплоть до самопожертвования», - писал генерал-лейтенант Павел Ротмистров, осуществлявший в дни сражения командование танковыми соединениями наших войск.
Оперативная сводка Совинформбюро за 12 июля сообщала:
«На Белгородском направлении продолжались ожесточенные бои. Танки и пехота противника, поддержанные артиллерией и авиацией, в течение дня неоднократно атаковали наши позиции. Не добившись успеха на одном участке, немцы переносили удары на другой. Однако все вражеские атаки потерпели не удачу.
Подразделение под командованием гвардии капитана т. Доценко, отразило две ожесточенные атаки немцев и истребило свыше батальона гитлеровцев. Н-ская танковая часть нанесла внезапный фланговый удар по наступающему врагу и уничтожила 46 немецких танков.
До полка немецкой пехоты и 30 танков атаковали позиции, которые оборонял батальон, где командиром гвардии капитан т. Бельгин. В течение двенадцати часов гвардейцы отражали атаки гитлеровцев. Потеряв 15 танков и свыше 500 солдат и офицеров, противник был вынужден отступить. Экипаж танка, под командованием лейтенанта т. Бутенко, поджег один танк и тараном вывел из строя еще два танка противника.
На минах, установленных саперами подразделения, где командиром т. Ивчар, за два дня подорвались 8 немецких танков».
В результате сражения основные силы противника перешли к обороне. 13-15 июля немецкие войска продолжали атаки лишь против частей 5-й гвардейской танковой и 69-й армий южнее Прохоровки. Максимальное продвижение немецких войск на южном фасе достигло 35 км. 16 июля они начали отход на исходные позиции. План операции вермахта под кодовым наименованием «Цитадель» потерпел полный провал.
Так закончилась последняя крупная наступательная операция германских войск на восточном фронте. Вплоть до победного 1945 года наша армия ни на секунду не выпускала стратегическую инициативу из своих рук.
Но победа советским войскам досталась очень дорогой ценой. Об этом забывать нельзя. Героизм и самопожертвование простых советских солдат сделали этот контрудар наших войск поистине переломным моментом. Погибая, они приближали победу в сражении. А, значит, и нашу Великую Победу.
В 1990-х на легендарном Прохоровском поле был сооружен Памятник Победы - Звонница, а в самой Прохоровке воздвигнут храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в день памяти которых и состоялось это поворотное сражение. На стенах храма нанесены имена 7382 воинов, погибших в этих кровопролитных боях.
Вечная память героям, жизней своих не щадивших ради свободы Родины!
Светлана Ляхова.